Коммунальное жилищное ремонтно-эксплуатационное унитарное предприятие "Новобелицкое Гомель"

Мешают шумные соседи?

С 1 марта вступили в силу обновленные Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. В них расширена формулировка статьи, касающейся нарушений правил пользования жилыми помещениями, изменены и конкретизированы суммы штрафов, а также пересмотрен перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы.

Было

Раньше ст. 21.16 «Нарушение правил пользования жилыми помещениями» КоАП выглядела так:

Нарушение правил пользования жилыми помещениями или содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома (за исключением платы за техническое обслуживание жилых помещений и пользование ими, за коммунальные услуги, оказываемые населению, отчислений на капитальный ремонт), конструктивных элементов и инженерных систем либо самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых и (или) нежилых помещений, в том числе инженерных систем, без изменения несущей способности конструкций, а также использование не по назначению жилых помещений, пригодных для проживания, — влекут наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, а на юридическое лицо — от тридцати до пятидесяти базовых величин.

Самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых и (или) нежилых помещений, приведшие к снижению несущей способности конструктивных элементов здания, а также переоборудование вентиляционных шахт и каналов — влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — от пятидесяти до семидесяти базовых величин.

Протоколы, согласно ПИКоАП, имели право составлять сельские, поселковые советы, районные, городские и областные исполнительные комитеты, администрации районов в городах, органы государственного санитарного надзора (по ч. 1 статьи), организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие коммунальные услуги.

Последние в большинстве случаев и занимались этими вопросами. В том числе шумными соседями независимо от характера шума. Трудно не согласиться с тем, что к обслуживанию жилфонда это не имеет прямого отношения. Учитывая, что инциденты возникали во внерабочее время жилищных служб, а нередко по ночам, жильцы вызывали милицию. Сотрудники ОВД принимали заявление, при необходимости составляли рапорт, а потом отправляли документы в ЖЭУ. Именно коммунальщики осуществляли все дальнейшие процессуальные действия: опрашивали заявителей, жителей квартиры, из которой доносился шум, соседей как свидетелей, составляли протоколы и так далее.

Стало

Новая версия статьи в КоАП фигурирует под номером 22.12 и насчитывает пять частей.

  1. Совершение действий, нарушающих покой других граждан в жилом доме или создающих вибрацию и шум, в период с 23 до 7 часов — влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин.

Отдельным пунктом прописаны «шумные» действия жильцов согласно второму абзацу подпункта 7.10 Правил пользования жилыми помещениями: «С 23 до 7 часов не должны совершаться действия, создающие вибрацию и шум (в том числе посредством игры на музыкальных инструментах, громкой речи и пения, применения пиротехнических средств, выполнения бытовых (ремонтных) работ, проведения ручных погрузочно-разгрузочных работ, резкого закрытия дверей, содержания домашних животных и других действий)». Конкретизирован размер штрафа, при этом верхний предел снижен с 30 до 10 базовых величин.

  1. Деяние, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, — влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

— Практика показывает: если дело доходит до суда, нарушителя обычно штрафуют на одну базовую величину (теперь — от двух базовых в первый раз) независимо от количества уже совершенных правонарушений по данной статье. Кроме того, если человек признавал себя виновным в совершении правонарушения и выражал согласие на применение к нему административного взыскания, он оплачивал штраф в размере 0,5 базовой величины на месте (на почте, в банке), а протокол не составлялся.  Сейчас же при повторном нарушении покоя соседей, нарушителю придется раскошелиться как минимум на 10 базовых величин.

Согласно обновленному ПИКоАП, по двум названным частям ст. 22.12 КоАП рассматривать дела и составлять протоколы будут органы внутренних дел.

  1. Проведение работ по переустройству и (или) перепланировке в жилых домах в выходные и праздничные дни, создающих шум или вибрацию, а равно проведение таких работ в период с 19 до 9 часов в рабочие дни — влекут наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — от пяти до двадцати пяти базовых величин.

Опять же, отдельно закреплена ответственность за нарушение временного запрета на проведение шумных перепланировок в соответствии с положениями постановления Совета Министров от 16 мая 2013 года № 384. Указаны иные размеры штрафа (было до 30 базовых). С такими нарушителями, как и прежде, будут разбираться обслуживающие жилищные организации (также уполномочены местные органы власти). Но и милиция не останется в стороне. Например, в будний день в 20 часов или в выходной в полдень из соседней квартиры доносится громкий шум явно ремонтно-строительного происхождения. Жильцы, которым это создает неудобство, не знают, перепланировка там проводится или бытовой ремонт (его-то нельзя выполнять лишь с 23 до 7 часов). Но они могут с полным правом набрать 102, а в ОВД обязаны отреагировать. То есть прибывший наряд принимает заявление, составляет рапорт и вместе с сопроводительным письмом направляет их в ЖЭУ. А там уже разберутся и дадут правовую оценку: если шум связан с перепланировкой — протокол и суд либо признание вины и штраф на месте в размере 0,5 базовой величины; если же бытовые работы — дело закрывается.

  1. Нарушение правил пользования жилыми помещениями (за исключением действий, указанных в частях 1 – 3 настоящей статьи), содержания жилых, подсобных и вспомогательных помещений жилого дома (за исключением платы за техническое обслуживание жилых помещений и пользование ими, за коммунальные услуги, оказываемые населению, отчислений на капитальный ремонт), общего имущества в жилых домах государственного и частного жилищных фондов, конструктивных элементов и инженерных систем либо самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых и (или) нежилых помещений, в том числе инженерных систем, без изменения несущей способности конструкций, а также использование не по назначению жилых помещений, пригодных для проживания, – влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо – от тридцати до шестидесяти базовых величин.

Ч. 4 ст. 22.12 аналогична ч. 1 ст. 21.16, только штрафы другие: для физических лиц порог снижен до двадцати базовых величин, а для юридических увеличен до шестидесяти.

  1. Самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых и (или) нежилых помещений, приведшие к снижению несущей способности конструктивных элементов здания, а также переоборудование и реконструкция вентиляционных шахт и каналов – влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, а на юридическое лицо – от пятидесяти до семидесяти базовых величин.

Ч. 5 новой статьи дублирует ч. 2 прежней, но уменьшен размер штрафа для собственников и нанимателей жилья — от десяти до тридцати базовых величин.

Справочно:

При внесении поправок в документы, регулирующие административно-правовые отношения, обсуждалось предложение установить единый временной период, в течение которого запрещалось бы проводить создающие шум и вибрацию работы как при перепланировках, так и при бытовых ремонтах. Что вполне логично: неудобства приносит не специфика работ, а уровень шума. Однако пока существующие нормы остаются без изменений.